СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ.
Я всё ещё верю в принца в фиолетовой мантии Изании.
Который однажды свалится с небес мне на помощь в виде какого-либо политического, духовного, интеллектуального или хозяйственного лидера.
Известного или только вылупившегося. Ближнего или из-за бугра. Спонсора или просто “юноши бледного”.
Или вовсе не юноши, а лысого, седого, хромого и кривого. Но обязательно “со взором горящим”…
Который однажды позвонит – в дверь или по телефону. Или дотронется в толпе до плеча.
Мол: - Наконец-то я вас нашёл, Юлия! Ваша Изания – супер. Вот вам моя рука и давайте завтра же – в бой.
Согласны?
Тогда не завтра, прям сейчас…
Ну а тем временем таскаю тяжеленные сумки с “Дверями” на реализацию. Непосредственно в издательство и в “патриотические” газетные киоски. Понемногу расходятся.
Дарю, выслушиваю отзывы. Чаще - лестные. Иногда негодующие, особенно по поводу Сталина. Случаются и восторженные.
Но никаких конкретных предложений.
Разве что вступить в Союз писателей России. Которое я с благодарностью принимаю и начинаю собирать рекомендации (может, новый статус сработает в пользу проекта)…
А тем временем в разгаре лето 2000-го. Вместе с сумками книг таскаю на вокзал для продажи и ведра с цветами. Деньги нужны и на будущую Изанию, и на издание “Последнего эксперимента” (“Земля спокойных”). Той давней моей повести, которая в Союзе после долгих мучений прошла только в журнальном варианте (1973-й) и в сборнике Фантастики.
Уже давно не могу отделаться от ощущения, что нынешние мои мытарства напоминают не только вопли Кассандры и “глас вопиющего в пустыне”, но и историю моей героини Ингрид Кейн. Страдающей под конец жизни от “пофигизма” спокойно-непробиваемых бетян.
Перечитала повесть, которая тогда, в начале семидесятых, казалась ну совсем уж “не из нашей жизни”.
И была ошеломлена:
“- Чем они отличались от нас? (земляне от бетян – Ю.И.)
- Способностью чувствовать.
- Что ты имеешь в виду?
- Во всяком случае, не те пять чувств и инстинкты, вроде инстинкта самосохранения, которыми обладают и животные.
Я говорю о чувствах друг к другу. Можно назвать это совестью, общественным самосознанием – как угодно…
Наш рай убил человека, позволил ему убежать в себя.
Тот человек знал и страдания – пусть! Но это заставляло искать выход, бороться, переделывать мир.
У них было искусство. У нас - искусность. Развлекать толпу и получать за это чеки.
У равнодушных не может быть искусства. Человечество остановилось в развитии. Оно ничего не хочет и никуда не стремится.
Земля спокойных, земля живых мертвецов.
“Свободный мир” – так они (земляне – Ю.И.) называли себя. Найдены новые дешёвые способы получения энергии, всю неприятную и тяжёлую работу отныне поручают машинам.
Но человеку всё хуже. Учащаются самоубийства, клиники переполнены душевнобольными, искусство всё мрачнее и безнадёжнее.
Духовные страдания оказываются страшнее физических.
Языки сливаются в один. Но говорящие на нём не понимают друг друга и даже не пытаются понять.
В моде спокойствие и безразличие, культ отчуждения.
Люди Земли-альфа словно подражают бетянам. А те, кому это не удаётся, прибегают к алкоголю и наркотикам, чтобы духовно и эмоционально отупеть, забыться в своём отчуждении.
Бегство в себя от себя. Замкнутый круг. Тупик.
Они мечтают об одиночестве и страдают от него.
Потому что они другие, потому что им слишком многое дано.
Но они не хотят этого "многого". Они находят во Вселенной рай, где можно быть одиноким и самому по себе, не страдая.
И бегут туда. На планету Спокойных”.
Конец первой цитаты.
* * *
“Вода прибывала.
Добравшиеся до верхнего ряда, не в силах выбраться через проход, пытались дотянуться до барьера – всего три метра отвесной стены.
Если стать друг другу на плечи…
Но это никому не приходило в голову. Равно как и у стоящих по ту сторону барьера – намерения помочь.
Каждый спасал себя. Каждый, оказавшись в безопасности, превращался в любопытствующего зрителя”...
Тогда, в начале семидесятых, я нарисовала некую модель глобального общества. Грядущего и предсказанного в Апокалипсисе царства Зверя. Которое и в 2003-м, когда я пишу эти строки, ещё не наступило, хотя некоторые сбывшиеся приметы уже присутствуют в повести.
Каждый имеет порядковый компьютерный номер и личную карту, служащую пропуском в собственные жилища, отели, пункты питания и развлечения, без которого ни шагу.
То есть вся твоя жизнь под постоянным колпаком у власти.
А власть – это ВП. Верховная Пирамида.
Верховный Правитель и его клонированная “Семья”, генетически хранящие качества ревностных слуг тьмы под маской “спасителей человечества”.
Клонирование, о котором в семидесятые ещё слыхом не слыхивали.
“Семья”!.. Даже это сокращённое “ ВП"...
Количество странных предвидений убедило меня в актуальности повести именно сейчас, в начале миллениума, и я начала готовить её к печати.
Кстати, “В.П.” сбылось позже, а тогда ещё правил “Б.Е.”.
Мотаться по издательствам не было ни времени, ни сил, ни нервов. Поэтому я решила рискнуть и доверилась всё той же Наташе из “Палеи”, которая как раз собиралась оформить соответствующую лицензию и “отпочковаться”.
Получилось не слишком дорого. Обложку сделал Вася Проханов, старший сын Александра Андреевича.
И всё бы ничего, если б не одна оплошность. Следствие моего длительного “затвора”.
Дело в том, что Наташа пожелала напечатать на обложке несколько слов об авторе и чей-либо впечатляющий отзыв о повести.
А самым “впечатляющим” было давнее письмо Евтушенко своему влиятельному другу Володе (кажется, “Сякину”):
“На мой взгляд, это замечательная книга, и вообще она, Юлия Иванова, может стать одним из лучших русских писателей”.
Откуда было мне, после двадцатилетнего “затвора”, знать про идеологическую и имущественную “Сталинградскую битву” в литературном мире в октябре 93-го?
В результате которой в оппозиционном стане фамилию Евтушенко даже произносить стало опасно, не то чтоб печатать его отзывы.
До сих пор загадка, почему Василий, автор обложки, промолчал. Он-то наверняка знал эти тонкости!
А может, вообще не прочёл?
Короче, обложка так и вышла: рисунок Проханова, слова Евтушенко.
Бальзам-ополаскиватель и кондиционер в одном флаконе.
Александр Андреевич, которому я подарила экземпляр, долго негодовал по этому поводу.
Напрасно я оправдывалась, что тот Евгений времён “Братской ГЭС” и нынешний Евгений Александрович – две большие разницы...
Моя оплошность очень повредила, как теперь сказали бы, “маркетингу”.
Рекламировать повесть “Завтра” не стало, в “патриотическом” киоске продавать отказались.
Правда, потом предложили компромисс – вымарать “Евтушенко” специальным чёрным фломастером, который раздобыл по этому случаю всё тот же Вася.
Несколько экземпляров я изуродовала. Потом устыдилась и усмотрела в запрете перст Божий – не торговать "словом".
Зарабатывать надо цветами, трудясь на земле. А книги – дарить.
* * *
“Я хочу взорвать ваш рай, вашу сонность, ваше мёртвое спокойствие. Ценой жизни Ингрид Кейн.
Что меня заставляет?
Не ненависть, не презрение, не злоба.
Да, как ни странно, я их любила.
Не их настоящее, а будущее, в котором меня уже не будет.
Но в котором я всё-таки останусь.
Я не умру, покуда живо человечество. Те, кто помог людям стать лучше, кто учил человека быть Человеком.
Как всё просто – ощутить себя частью, звеном великого целого.
Бетяне умирают, люди остаются.
Фиолетовое облако поднимается и тает над скалами. Небо становится чёрным, и над Землёй-бета проносится вихрь.
Всего несколько секунд”.
Фиолетовый – цвет Изании!
Сплав алого и синего цветов. Крови и неба.
Опять совпадение?