Затевается братство. В Беседке с Идеалисткой

БЫЛ МЕСЯЦ ОКТЯБРЬ

   Идеалистка:
 - Читала в последней “Литературке” стихи:

       Затевается братство
       Зажжём миллионы свечей
       Мы из крепких корней
       Перестанем подонков бояться
       Небосвод в этом мире
       Ещё, слава Богу, ничей
       Приготовьтесь на полюсе, в море, в песках –
       Затевается братство!

       Ну прямо как про Изанию.

 Но вообще интересно, вы пишете, что желающих очень много, только у них нет Интернета. Тоже беда – пять лет назад его и вовсе не было. В конце концов, есть почта, телефон и так далее.

 Мне очень интересно, что это за люди и чего они хотят: жить со смыслом, жить с верой, жить в коммуне, избавиться от жизненной рутины, решить проблемы жизнеобеспечения, найти друзей-единомышленников...

       Это все цели очень разные. Мне кажется, в мире очень мало людей, мечтающих жить “со смыслом”. Кто-то назвал их “пассионариями”.
 А большинство живёт интересами своей семьи и, если пробуешь с ними говорить о том, чего не хватает, даже не понимают, в чём проблема.
 Ну денег, ну времени. Ну хотелось бы купить то и то, ну хорошо бы поехать в турпоездку... Примерно так.

       Далеко не у всех работа любимая, но они принимают это как данность. Ведь она даёт возможность кормить семью...
И передачи выбирают не по нашему мнению, а по рейтингу: раз показывают эти мыльные оперы, глупые викторины – значит, это коммерчески выгодно. Выгодно издавать примитивные книги и так далее.

       Всё это неприятно, но делать нечего. Весь мир устроен по принципу выгоды и борьбы интересов – и, как показывает опыт развитых стран, всё-таки может обеспечить людям хороший уровень жизни.
 А все попытки переделать мир приводят только к неприятностям, чему доказательство опыт нашей страны...

       Я последний месяц пыталась говорить с людьми на темы, затронутые на этом форуме, и получала примерно такие ответы. И вообще, когда говоришь об этом, чувствуешь себя словно пришельцем с другой планеты, а это неприятно.

       А вы говорите, что знаете много людей, которые хотят вступить в Изанию...Просто завидно: где вы их нашли...или это, в основном, верующие?
       Ну так хочется, чтобы началось что-то на практике.
 Я, конечно, живу далеко и смогу участвовать лишь виртуально, но так хочется знать, что есть уже дело (пусть самое скромное, а не просто разговоры)!
        2000-10-02

       Юлия:
 - Что у нас должно быть? Во-первых, тщательно разработанный проект, в меру жизнеспособный и в то же время в чём-то даже “безумный”, следуя известному изречению: “Это недостаточно безумно, чтобы быть истиной”.

       Милосердие, гуманность, доброта, альтруизм, благотворительность, взаимопомощь - всё это есть, было и, надеюсь, будет всегда.
 Этим занимаются и церковные общины всех конфессий, и различные партии, организации, просто отдельные люди – из разных побуждений.
 Но это помогает – кому выжить, кому – успокоить совесть, кому – повысить рейтинг.
 
Способствует и так называемому “прогрессу”. Помогает умиротворить массы, которые без этой "кости с барского стола" давно бы всех перекусали.

       Вот сразу после публикации моей статьи “Плохой день 15 сентября” в “Совраске” появилась заметка “Ячейка добра”. Подзаголовок: “Взаимопомощь - как мы создали коллектив практического гуманизма”.
 Собрались хорошие люди, помогают бесплатно тому, кто, в свою очередь, кому-то бесплатно оказывает услуги. Существует уже три года.

 Обрадовалась – неужто Изания? Местами сходство разительное: юрист консультирует мастера-отделочника по поводу размена жилплощади, отделочник ремонтирует рабочий кабинет школьного психолога. Родители погибшего в Чечне собираются усыновить сироту, а школьный психолог оказывает им помощь в решении вопроса усыновления, привлекая социального работника и врача-кардиолога, тоже усыновившего двух детей.
 Кардиолог консультируется по проблемам воспитания этих детей у школьного психолога.
 Тут же “пристроился” ещё какой-то “психотерапевт”, (скорее всего, тот же “психолог” или его коллега). Который “помогает автослесарю избавиться от бессонницы, а юристу – в решении семейных проблем”.

Чуете – одни ремонтируют автомашины и кабинеты, оперируют, воспитывают усыновлённых детей, а вокруг – сонм “консультантов” – социальные работники, юристы и “психологи”. Которые пользуются всей этой халявой и пишут диссертации и статьи о “практическом гуманизме”.

       Заметка подписана “кандидатом психологических наук”, который хвастается, что “ни в одном из звеньев цепи не участвуют деньги”. И клеймит “участников английского движения “Летс”, в основе которого лежит принцип: “Ты мне, я – тебе”, и где задача – сэкономить средства.
 Мы, мол, не такие. Ты мне кабинет отремонтируешь, а я за это выпишу кому-нибудь таблетки от бессонницы.
 Не знаю, был бы для вас привлекателен такой “альтруизм”, который милосерден лишь “башь на башь”.
 Даже предлагается тест – доставишь срочно и безвозмездно на своей машине в детдом лекарства – подходишь.
 А ежели ты “Менделеев” и корпишь над какой-нибудь периодической системой элементов вместо того, чтобы шофёрить – всё, эгоист, вычёркиваем.
 Или немощная бабка с заброшенным участком земли – её тоже по боку. Эгоистка, мол, никому не помогает.

 А изане отремонтировали бы бабкин дом, сдали дачникам, арендовали её участок, на котором построили бы теплицы под выгоночный лук да огурчики.
И бабка жила бы на всём готовом на свои проценты, и зубы ей бы вставили, радикулит вылечили. Да ещё бы и родне бабкиной перепало.
       И Юстасу, возможно, понравился бы этот “Летс”, замешанный на “трезвом материализме”.
       Что же касается православной благотворительности, то она просто оказывает милость и достойным, и недостойным.

       Вариантов много, и в каждом есть, наверное, элементы Изании. Но это не Изания.
 Рыбак –изанин, вместо того, чтобы пожертвовать улов нищему-художнику, научит самого её ловить.
 Затем поможет продать улов, купить холсты и краски, снова начать рисовать.
 Посоветует организовать выставку-продажу картин, подыщет покупателей.
 Короче, поставит на ноги. Поможет снова обрести утраченное призвание, место в жизни.

       Я знаю талантливейших людей, потенциальных гениев, совершенно беспомощных в борьбе за существование. С которыми надо возиться, как с малыми детьми.
 Чуть отвернёшься, упустишь – стоит на подоконнике.
 Собственно, каждый человек уникален. И почти все нуждаются в опеке, в раскрутке – могу привести десятки примеров из личного журналистского опыта.
 Особенно бывшие “совки”, хоть вы и не жалуете это слово.
 В нём есть что-то детски-беззащитное, и у меня оно ассоциируется отнюдь не с мусором, а с песочными зАмками.
 Кому повезёт найти изанина-опекуна и спасателя – тот выплыл и состоялся. Но много ли таких?
 Совки способны горы свернуть, если их воодушевить и направить. А могут оскотиниться и спиться.
 Разовая благотворительность помогает выжить, решить бытовые проблемы, но человеку нужно нечто большее.
 Исполнить призвание, предназначение.
В этих словах – тайна, выход в иное измерение. И многие сердца откликаются на них, независимо от убеждений.

       Главная наша трудность – нет лидеров. Мне нравятся строчки одной молодой поэтессы, которые я привожу в романе:
 “Они рождены, чтобы сдаться, но мы рождены – их спасти”.
 Это про Изанию.
Да, отвечая на ваш вопрос, желающих быть спасёнными немало.
И просто на уровне взаимного жизнеобеспечения, и жить достойно, интересно, со смыслом, и реализовать мечты и способности – свои и близких, и “что-то в жизни совершить”.
 Нет спасателей.
 Собственно, пока я их толком и не искала.
 Книга дорогая, тираж небольшой, настоящей рекламы практически не было.
Можно было бы, конечно, отбросив все дела, толкаться и к спонсорам, и к политикам, различным движениям и организациям, но....

Дело в том, дорогая И., что я, как и вы, прекрасно понимаю, что Изании нужны, как вы пишете “пассионарии, которых мало”. И тоже не доверяю окружающим теням.

       Идеалистка:
 - Далеко не у всех работа любимая, но они принимают это как данность.

       Юлия:
 - Так не должно быть для тех, кто готов на творческую подвижку при условии обеспечения самым необходимым.
 И, разумеется, на отказ “от дури” (иначе никаких средств не хватит).

       Идеалистка:
 - Отними у людей необходимость работать для пропитания (это называется “родовая необходимость” – Юлия) – у многих не ноль ли получится?

       Юлия:
 - В том-то и беда, что ноль. Это и есть ад.
 Когда земное исчезло – всё материальное, тупая работа, дурь и суета, а в осадке – нуль.

 Вот тебе и ад. Вечное ничто, абсолютно непригодное для бессмертия, но сотворённое бессмертным.
Твой вечный вопль о несостоявшейся жизни, который никто не слышит.

       Родовая необходимость “утверждена” Небом. Но как наказание, даже проклятие за непослушание Творцу:
“В поте лица будешь зарабатывать хлеб свой и в муках продолжать род”.

Заработок на “хлеб насущный” (на суть) необходим. Но ведь, как вы пишете, он легко переходит в “дурь” ненужных страстей и излишеств.
 Даже при коммунистах бытовал лозунг сделать труд “делом чести, славы, доблести и геройства”. То есть опять ненужные доски почёта. Привилегии, шумиха.
 А потом фельетон – мол, зазнался товарищ и потерял облик.
Да вы ж его сами этой пошлой лестью испортили!
 Потому что как огня боялись настоящих слов, имеющих выход в Вечность.

    Вот вы сами написали “не от мира сего”.
Совершенно верно, это о них, о “призванных”, кто мучительно ищет выхода из “дремучих дверей” бытия. Когда жизнь минус дурь и родовая необходимость равна нулю.
 А величайшие глубинные дары вашей личности так и остаются невостребованными.

 Вы правы, мир живёт по противоположным законам. Он “болен к смерти”, обречён.
 И в данном случае смерть является благом – что может быть страшнее бессмертного зла?

 Всякий прошлогодний лист, послуживший дереву, продолжает жить в нём, в его памяти, как добро. В то время как чужеродный лишайник навеки отторгается как зло.

 Избранники “не от мира сего” призваны идти против течения и, не найдя своего призвания, мечутся, погибают.
 Помните всех этих “лишних людей” – Онегин, Печорин, Рудин...
Даже тюфяк Обломов, ну никак не желающий “вкалывать” ради мифического прогресса, по призывам друга Штольца.
  Лев Толстой, однажды размышляя в крестьянской избе над этим самым “прогрессом”, поглядел на догорающую свечу и вдруг подумал:
 - А зачем?.. Даже если все богатства мира и вся слава мира будут мои – зачем?

       Идеалистка:
 - Чувствуешь себя словно пришельцем с другой планеты, а это неприятно.

       Юлия:
 - Это прекрасно.
 “Бройлерам” всегда смешна и непонятна лебединая тоска по Небу.
 И таких “не от мира” не так уж мало. Вернее, не от злого, ветхого мира.
 Изания поможет им найти друг друга.
 “Иноки” иногда сами не понимают, почему это вдруг на фоне полного благополучия хочется повеситься.
 А нужно лишь просто познать себя. Поняв, что ты не помесь робота с обезьяной, а “по образу и подобию”.
 То есть бог, хоть и с маленькой буквы.

       Однко на первом этапе (хлеб насущный) придётся иметь дело с прозой.
  К примеру, в большом помещении устроить для затравки что-то вроде обменного склада – ненужные лишние вещи, бытовая техника, игрушки, книги и т.д.

 Тут же за столиком можно оставить заявки на какие-то тяжёлые крупногабаритные вещи (стройматериалы б/у, старая мебель, бытовые приборы и т.д. Доставлять их на изанском транспорте по соответствующей ответной заявке.

 Обмениваться не только вещами, но и услугами.
 Это может быть доставка на дом продуктов собственного производства, приготовление домашних обедов. Уход за детьми, продлёнки для школьников (с музыкальным, профессиональным или языковым уклоном). Бытовое обслуживание, ремонтно-строительные работы. Сдача жилья, дач под отдых и т.д.
 Банк данных “спрос-предложение” по темам. Как только подбираются подходящие варианты – вас информируют.
       Тут же в помещении можно будет прочесть о задачах и уставе Изании и получить всю необходимую консультацию.

       Каждый, кто нам что-то принёс, получает право на примерно такую же сумму (цены каждый назначает сам) выбрать что-то для себя.
Нал в Изании не используется – лишь взаиморасчёты в иуе (изанская условная единица)- приравненных к любой валюте по договорённости.

       Со временем каждый получает персональную смарт-карту, продублированную в компьютере.
Если суммы выбранных вещей не совпадают, в чековых картах проставляется соответствующий “дебит-кредит”. С правом подобрать в ближайшем будущем для себя что-то ещё. Или расплатиться с Изанией каким-то иным образом.

       Разумеется, возникнут вопросы экономических и юридических нюансов, возможности соответствующей “крыши”.

       Ваш вопрос о верующих - есть ли в каких-то приходах благотворительная деятельность , и почему бы Изании именно с ними не сотрудничать?
       Конечно, со временем будем сотрудничать.

       Юлия:
 - Вы не понимаете, чего мне тогда, собственно, не хватает?
 Дело в том, что для меня вера, в частности, православие, несравненно более революционно и активно в социальном плане, чем оно трактуется церковным официозом.
       К тому же, многие прихожане насторожённо относятся к находящимся “вне церковной ограды”. К неверующим, к представителям иной религии.

       Уже говорила, что и призыв “спасай себя”, по-моему, в корне противоречит замыслу Творца о единстве мира.
 Как и отрицательное отношение церковного духовенства ко всякому самоутверждению.

 По-моему – осуществление своего Призвания, заложенной в тебе сверхзадачи, идеи – первостепенный долг личности.
 Есть греховная “самость” – самоутверждение “контра” ближнего и Творца. А есть – желание хорошего воина подчиняться командиру, взяв свою “высоту” и вдохновляя других бойцов.

       Это и есть Изания. Активная благотворительность.

       Идеалистка:
 - Все попытки переделать мир приводят только к неприятностям.

       Юлия:
 - Ну, опыт нашей страны–Антивампирии (СССР) я как раз считаю огромным шагом вперёд по сравнению с царством Маммоны.
 К тому же цель Изании - не отмена тьмы, а преодоление её.
 Взявшись за руки и с фонарём.

       Идеалистка:
 - Про “общечеловеческие нормы”.

       Юлия:
 - Про десять заповедей я понимаю. Не понимаю, почему они считаются “нормами”, если их почти никто не соблюдает. А пытающиеся даже заговорить на эту тему чувствуют себя “пришельцами”.
 Главная заповедь: “Никогда не делай ближнему того, чего не хочешь себе”.

 Современный мир, основанный на жёсткой конкуренции, не имеет к этому никакого отношения.
Он вынужден кормить своих рабов и удерживать их в оболваненном состоянии: “родовая необходимость плюс дурь”, о котором вы пишете. Чтобы избежать бунта.
 Только причём тут “благотворительность”?

       Идеалистка:
“Про изанские кухни”.

       Юлия:
 - Согласна. Только столовые, пара аварийных плит в коридоре (на случай домашнего торжества). А в номере – портативная плитка и мини-холодильник.

       Идеалистка:
 - Про чеченцев. Не будь той высылки, может быть, не было бы этой войны.

       Юлия:
- Не знаю. Это снова к вопросу о выборе “меж двух зол”.
“История не знает сослагательного наклонения”, как изрёк вождь народов.

       Идеалистка:
 “Про “хомо советикус”.

       Юлия:
 - Не столь уж многие изменились “в худшую сторону”.
Просто вымерли. Погибли в войну. Потеряли здоровье – лучшие всегда на передовой.
 Выжили тыловики, приспособленцы, номенклатура.
 А у их потомства были уже свои “общечеловеческие нормы”.
 Об этом хорошо повествует давний фильм “Застава Ильича”.
       И вот мы имеем, что имеем.

 В “Дремучих дверях” приводила стихи:

       Бывают времена постыдного разврата,
       Победы дерзкой зла над правдой и добром.
       Всё чистое молчит, как будто бы объято
       Тупым тяжёлым сном.

       Повсюду торжество жрецов тельца златого,
       Ликуют баловни бессмысленной судьбы.
       Ликуют, образа лишённые людского
       Клеймёные рабы.

       Жизнь стала оргией. В душонках низких, грязных
       Чувств человеческих ничто не шевелит.
       Пируют, пляшут, пьют…Всё пошло, безобразно.
       А совесть крепко спит.

       Забавно, что написано в 1878-м году.
Кстати “со-весть” обозначает сопричастность Евангельской Вести о высоком предназначении человека.
       2000-10-11