Помоги моему неверию.
* * *
"ОНИ ТОЖЕ ЕГО ИСКАЛИ" - так называлась глебова брошюрка.
"Душа моя как земля безводная без Тебя... Не скрывай от меня лица Твоего... Как лань жаждет потоков воды, так жаждет душа моя тебя, Боже..."
Что это - древние псалмы?
Или это он, Игнатий Дарёнов, Париж, семидесятые годы двадцатого века, протягивает в пустоту руки?
* * *
"Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?"
* * *
"Для чего устраиваться и употреблять столько стараний и строиться в обществе людей правильно, разумно и нравственно-праведно?
На это уж, конечно, никто не сможет мне дать ответа.
Всё, что мне могли бы ответить, это:
- Чтобы получить наслаждение.
Да, если бы я был цветком или коровой, я бы и получил наслаждение.
Но задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не могу быть счастлив, даже и при самом высшем и непосредственном счастии, любви к ближнему и любви ко мне человечества...
Ибо знаю, что завтра всё это будет уничтожено:
и я, и всё счастье это, и вся любовь, и всё человечество - обратимся в ничто, в прежний хаос.
А под таким условием я ни за что не могу принять никакого счастья... потому что не буду и не хочу быть счастлив под условием грозящего мне нуля".
ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ
* * *
"Природа, через сознание моё, возвещает мне о какой-то гармонии в целом...
Она говорит мне, что я, хоть и знаю вполне, что в "гармонии целого" участвовать не могу и никогда не буду, да и не пойму её вовсе, что она такое значит - но что я должен всё-таки подчиниться этому возвещению.
Должен смириться, принять страдание, в виду гармонии в целом, и согласиться жить.
Но... до целого и его гармонии мне ровно нет никакого дела после того, как я уничтожусь - остаётся ли это целое с гармонией на свете, или уничтожится сейчас же со мною?
Пока я не знаю - зачем? - я не могу ничего делать, я не могу жить.
Ну хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии, 300 голов лошадей, ну а потом?..
И я совершенно опешивал и не знал, что думать дальше.
Или, начиная думать о том, как я воспитаю детей, я говорил себе:
- Зачем?
Или, рассуждая о том, как народ может достигнуть благосостояния, я вдруг говорил себе:- - А мне что за дело?
Или, думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе:
- Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире - ну, и что же?
И я ничего, ничего не мог ответить.
Жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным...
Истина была то, что жизнь есть бессмыслица".
ЛЕВ ТОЛСТОЙ.
* * *
"...Никакое возможное на свете удовлетворение не может оказаться достаточным, чтобы утолить томление человека, поставить предел его желанию и заполнить бездонную пропасть его сердца".
АРТУР ШОПЕНГАУЭР.
* * *
АЛЕКСАНДР ПУШКИН:
Земли я дитя и звёздного неба,
Но род мой - небесный...
* * *
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
"Я вижу некий свет", - сказал я наконец.
"Иди ж, - он продолжал, - держись сего ты света;
Пусть будет он тебе единственная мета,
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!"-
И я бежать пустился в тот же миг.
* * *
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
* * *
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ:
В минуту жизни трудную,
Теснится-ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
* * *
НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ:
"Соотечественники! Страшно!..
Стонет весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастания и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не подозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся...
Может быть, прощальная повесть моя подействует сколько-нибудь на тех, которые до сих пор ещё считают жизнь игрушкою...
И сердце их услышит хотя отчасти строгую тайну её и сокровеннейшую небесную музыку этой тайны".
* * *
"Ты сотворил нас, дабы искать Тебя, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе".
/БЛ. АВГУСТИН/
* * *
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут...
Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под Ноги Свои.
Последний же враг истребится - смерть".
/1 Кор. Ап. Павел/
"Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его"
/1 посл. Иоанна/
"...в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах:
нас почитают умершими, но вот, мы живы;
нас наказывают, но мы не умираем;
нас огорчают, а мы всегда радуемся;
мы нищи, но многих обогащаем;
мы ничего не имеем, но всем обладаем" .
/11 Кор. П./
* * *
"Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землёю.
Его ищу, за нас умершего,
Его желаю, за нас воскресшего..."
/Игнатий Богоносец. Посл. к Римл. 4/
* * *
"...ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая такая тварь не может нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем".
/Римл, 8/
"...живу уже не я, но живёт во мне Христос" .
/Галат. 2/
"...для меня жизнь - ХРИСТОС и смерть - приобретение"
/Фил. 1/
"...Сия есть победа, победившая мир - вера наша"
/1 Иоанн/
"Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего;
Для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобресть Христа".
/Фил. З/
* * *
НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ:
И отвечала мне душа моя,
Как будто арфы дальние пропели:
- Зачем открыла я для бытия
Глаза в презренном человечьем теле?
Безумная, я бросила мой дом,
К иному устремясь великолепью
И шар земной мне сделался ядром,
К какому каторжник прикован цепью.
* * *
Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо тяжкий гнёт,
Смотрю в века, живу в минутах,
И жду Субботы из Суббот.
Конца тревогам и удачам,
Слепым блужданиям души...
О день, когда я буду зрячим,
И странно знающим, спеши!
Я душу обрету иную
Всё, что дразнило, уловя.
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя.
И тот, что шел со мною рядом
В громах и кроткой тишине,
Кто был жесток к моим усладам
И ясно милостив к вине;
Учил молчать, учил бороться,
Всей древней мудрости земли, -
Положит посох, обернётся
И скажет просто:
- Мы пришли.
* * *
О если бы и мне найти страну,
В которой мог не плакать и не петь я,
Безмолвно поднимаясь в вышину
Неисчислимые тысячелетья!
* * *
Я не прожил, я протомился
Половину жизни земной,
И, Господь, вот Ты мне явился
Невозможной такой мечтой.
Вижу свет на горе Фаворе
И безумно тоскую я,
Что взлюбил и сушу и море,
Весь дремучий сон бытия.
* * *
В мой самый лучший светлый день,
В тот день Христова Воскресенья,
Мне вдруг примнилось искупленье,
Какого я искал везде.
Мне вдруг почудилось, что нем,
Изранен, наг, лежу я в чаще,
И стал я плакать надо всем
Слезами радости кипящей.
* * *
Но почему мы клонимся без сил,
Нам кажется, что кто-то нас забыл,
Нам ясен ужас древнего соблазна,
Когда случайно чья-нибудь рука,
Две жердочки, травинки, два древка
Соединит на миг крестообразно?
* * *
Я один остался на воздухе
Смотреть на сонную заводь,
Где днём так отрадно плавать,
А вечером плакать,
Потому что я люблю Тебя, Господи.
* * *
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ:
"Господи, ты даровал мне здоровье на служение Тебе, а я истратил его для суетных целей...
Если сердце моё было полно привязанности к миру, пока в нём была некоторая сила, - уничтожь эту силу для моего спасения и сделай меня неспособным наслаждаться миром: ослабив ли моё тело или возбудив во мне пыл любви к ближним, чтобы наслаждаться мне одним Тобою...
Отверзи сердце моё, Господи, войди в это мятежное место, занятое пороками.
Они держат его в своей власти...
Да пожелай отныне здоровья и жизни только для того, чтобы пользоваться ими и окончить её для Тебя, с Тобою и в Тебе".
* * *
"Ведь не веровать - легче всего.
Неверие ни к чему не обязывает, ничего не налагает, никакого долга, никакой работы над собою.
Легче всего взять шапку, выбежать на улицу и сказать - "я не верую".
И потом плыть по ветру, куда потянет, есть не заработанное, не признавать никого и ничего.
Таково большинство неверующих шалопаев, лентяев, недоучек и т. д.
Не удалось - они стреляются: им и жизнь ни по чём.
Их не учили добрые родители букве: это оттого вначале, а потом помогли уже умники неверующие, скептики, натурофилософы и просто философы...
Мне так странна и непостижима эта слепота гордых умов, что я серьёзно иногда думаю, глядя на всякого усердно молящегося простого мужика или бабу, что тот и другая умнее, например, Шопенгауэра, Гартмана и других изобретателей систем для объяснения начала всех вещей.
Право умнее!
Они, кажется, понимают, что до тех пор, пока не открыто будет человеку совершенно познание всего - и начала и конца вещей - до тех пор он имеет только одного руководителя: чувство, религию...
Впрочем, величайшие из мыслителей, истинные гении - и верили прежде, и теперь веруют.
Можно указать на примеры первых умов, натуралистов, мыслителей...
Они глубоко проникают в материю создания, исследуют её всячески, делают великие открытия, но на Творца не посягают.
Посягают только прихвостни науки, лишённые самого священного творческого огня, да своевольные неучи.
А их, к несчастью, легион".
/ИВАН ГОНЧАРОВ/
* * *
Храм Божий на горе мелькнул.
И детски-чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
"Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!"
Храм воздыханья, храм печали -
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни Римский Пётр, ни Колизей.
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Сюда народ, Тобой любимый,
Своей тоски неутолимой
Святое бремя приносил
И облегчённый уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...
Я внял... Я детски умилился
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетённых, Бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарём!
* * *
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвётся из ночной тени
И свет обретши, ропщет и бунтует,
Безверием палим и иссушён
Невыносимое он днесь выносит...
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит.
Не скажет век с молитвой и слезой
Как ни скорбит перед закрытой дверью:
"Впусти меня! Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!"
/ФЁДОР ТЮТЧЕВ/
* * *
"...атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во всём мире.
И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру.
Никак не замечая, что уверовали в нуль.
Многое на земле от нас сокрыто, но взамен того даровано нам тайное, сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим.
И корни наших мыслей и чувств не здесь, но в мирах иных.
Бог взял семена из миров иных и посеял здесь на земле и взрастил сад свой.
Но взращённое живо и живёт лишь чувствами соприкосновения своего таинственным мирам иным;
если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращённое в тебе.
Тогда станешь к жизни равнодушен, возненавидишь её".
/ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ/
* * *
"Одно только я знаю, что худо мне без Тебя... и всякий избыток, который не есть мой Бог - бедность для меня".
/БЛ. АВГУСТИН/
* * *
Что я жажду Тебя, только Тебя - пусть моё сердце без конца повторяет это.
Все желания, что смущают меня денно и нощно, в корне ложны и суетны.
Как ночь скрывает в своём мраке моление о свете, так в глубине моего существа звучит крик:
- Я жажду Тебя, только Тебя...
О мой единственный друг, мой возлюбленный, врата открыты в моём доме - не пройди мимо, подобно сновидению!
Пусть останется от меня самое малое, чтобы я мог сказать:
Ты - всё.
Пусть останется самое малое от моей воли, чтобы я мог чувствовать Тебя повсюду.
И прибегать к Тебе со всеми нуждами и предлагать мою любовь ежечасно.
Пусть останется от меня самое малое, чтобы я не смог закрывать Тебя.
Пусть останется самое малое от моих уз, чтобы я был связан с Твоей волей узами любви Твоей.
Твоя любовь ко мне жаждет моей любви!
/РАБИНДРОНАТ ТАГОР/
* * *
"Бог для того сделался человеком, чтобы мы обожились".
/АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ/
* * *
О Ты, пространством бесконечный,
ЖивЫй в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах Божества!
Дух, всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: "Бог!"
Хаоса бытность довременну
Из бездн ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал.
Себя Собою составляя.
Собою из Себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек,
Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия;
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною,
А я перед тобой - ничто.
Ты есь - Природы чин вещает,
Гласит моё мне сердце то,
Меня мой разум уверяет:
Ты есь - и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Её содержишь и живишь,
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь,
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звёзды в безднах над Тобой,
Я есмь - конечно есь и Ты!
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества.
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб, я червь - я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? - безвестен,
А сам собой я быть не мог.
Твоё созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь!
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Моё бессмертно бытие,
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в бессмертие Твоё.
ГАВРИИЛ ДЕРЖАВИН
* * *
Как пригодилась Гане эта старательно составленная чьей-то рукой брошюрка в мучительном стоянии его перед вопросом-шлагбаумом!
Многоголосый стон через десятки, сотни и тысячи лет...
Ихх, живших когда-то, славных и великих, так же, как и он, Игнатий Дарёнов, отвергнувших "прах земных сует" и томящихся перед Неведомым, Невероятным, Невозможным.
Перед тем шлагбаумом, за которым для мира сего - безумие.
Кто из них осмелился перейти черту?
"Впусти меня, я верю, Боже мой.
Приди на помощь моему неверью!"
"Сия есть победа, победившая мир - вера наша"
/1 Иоанн/
Там, за вопросом-шлагбаумом, сходились все ответы и концы с концами.
Там кончался тупик и начиналась бесконечность.
Но там было всё не так, всё невероятно, как в Зазеркалье.
Там было безумие.
"Да" или "Нет"?
"Нет" - разумно, "Да" - безумно.
Но разумное "нет" означало "нет" всему - жизни, будущему, радости и смыслу. И тем самым было тоже безумием.
Оно было мертво и пусто, как глазницы машиниста летящего в никуда локомотива.
"И возненавидел я жизнь: противны мне стали дела, которые делаются под солнцем, ибо всё - суета и погоня за ветром!"
Ганя стоял в тамбуре перед распахнутой дверью.
Позади было "нет", прошлое, настоящее и будущее.
Прошлое и будущее, пожирающие друг друга во имя настоящего, которого нет.
Верное ничто.
Впереди - невероятное "нЕчто".
И всё более различимый зов этого "нечто", которому всё невозможней было противиться.
"Поздно я полюбил Тебя, поздно я Тебя полюбил, о Красота, столь древняя и вечно новая!
И вот - Ты была изнутри, а я был вовне, и там я тебя искал...
Ты была со Мною, но я с Тобою не был...
Но вот ты возгласила и позвала меня, и прорвала мою глухоту.
Ты блеснула и засверкала и прогнала слепоту мою.
Ты прикоснулась ко мне, и я воспылал по миру Твоему".
/ БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН/
Лишь Иоанна верной тенью, двойником молча ждала за спиной.
И её перехваченные старинным витым шнуром волосы развевало летящее мимо время.